?

Log in

No account? Create an account

PhotoStories "Записки странствующего ротозея"

Cмысл жизни – это поиск смысла жизни...

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Великая река. Село Верховино.
ankor_21
- А почему река Великой называется?
- Да тут святая вода от неё идёт.
- Так исцеляются люди. Бельё в реку бросают (да раньше это­го не было). Вот что у тебя болит, оттуда и пускают одежду-то. Ниже ловил их всегда кто-нибудь. Женщина вот тонула в реке, а её вытащили. И нормальная она: видно, исцелилась, а то больная она была до этого-то.


В Пышаке дорога не заканчивается, можно было ехать все дальше и дальше. Там, где летом только на тракторе, зимой дорога отменная, но, как говорится - за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Возвращаемся обратно тем же самым путем, но на этот раз нас ждет село Верховино, по пути сюда мы его намеренно проехали стороной.

Пока мы гуляли по Пышаку, солнце окончательно встало и ненадолго зависло где-то чуть выше линии горизонта. Утренние пейзажи преобразились настолько, что кажется, будто мы возвращаемся совсем иной дорогой.
2.


Розовый снег вдруг стал золотистым, а сиреневая полоска леса незаметно насытилась теплыми оттенками. И, действительно, стало заметно теплее. По веточкам потек иней, тут же замерзая и делая их стеклянными.
3.


Твердый наст заискрился мириадами огоньков, а длинные тени стали чуть короче. Северное солнце весело заиграло, ослепляя и задорно заглядывая глаза, многомерно отражаясь от ледяного покрова.
4.


Ночной мрак дольше всего скрывался в неглубоких лощинах и под берегами лесных ручьев, но и отсюда ему пришлось убираться. Он трусливо прятался от солнца за стволами деревьев и, превращаясь в извивающиеся тени, старался уползти от ярких лучей сквозь сугробы в поисках более укромных тенистых местечек, чтобы там отсидеться до вечера.
5.


По пути обнаружил еще пару населенных пунктов, которые трудно назвать даже деревнями, по причине наличия в них всего двух-трех домов.
6.


Очередная высадка состоялась на переправе через лесную речку Горельницу. С моста видны заснеженные крыши деревни Михоничи, а из подольда торчат ряды свай, оставшихся от старого моста, с треугольными снежными шапками на макушках, очень похожие на секретные боеголовки, нацеленные в небо.
7.


Речка узенькая, как ручей, она начинается где-то севернее в лесах, в 30-ти км отсюда, собирает в себя еще несколько лесных ручейков и совсем скоро впадает в Великую.
8.


Лед хоть и сковал реку, но некрепко и выглядит ненадежно. Из-за частых оттепелей корка льда стала тоненькая, как стекло.
9.


А вот и Верховино. Внешне село ничем не отличается от соседних. Все тот же чистейший снег и сладкий от морозца воздух, тявкающие на чужаков собачки и тишинаааа!
10.


Вдоль дороги обычные деревянные избы - без петушков, но с балкончиками, зимой утопающие в сугробах, а летом - в сирени.
11.


Если с происхождением некоторых названий возникают трудности, то с Верховино, вроде бы, все ясно, хотя и слышится в нем какие-то украинские или даже сербские нотки. Но вернемся на Вятку, название говорит само за себя, Верховино - значит село расположено где-то в верховьях, в нашем случае, реки Великой.
12.


Есть и другое значение, Верховино - значит стоит на высоком месте, на самом верху. Оба объяснения прекрасно подходят, поэтому вам решать, кому что больше нравится. Со времен основания села прошло более 400-т лет, так что до правды нам все равно не докопаться.
13.


Старинных домов здесь не мало, но центральная улица выглядит вполне по-современному. Ряды типичных совдеповских панелек напоминают нам о том, что при советской власти село имело более высокий статус, чем сейчас.
14.


Начиная с 29-го года Верховино являлось центром Верховинского района, затем сельсовета, выходило из подчинения одного района и вливалось в состав другого. Дело кончилось тем, что Верховино стало снова обыкновенным селом, чуть-чуть не превратившись в поселок городского типа.
15.


Вместе с переходящими статусами селу досталась и кое-какая промышленность, большая школа, магазины, мини-рынок и обязательный памятник воинам-освободителям.
16.


От этой благополучной, на первый взгляд, сельской жизни непреодолимым рубежом отделена совсем другая действительность, существующая как бы параллельно, но в то же время в другой реальности, недосягаемая и недоступная. Здесь до сих пор продолжается война, братоубийственная и беспощадная, полная ненависти и грязи.
Перешагивая через извивающуюся среди сугробов колючку, мы оказываемся в странной скорбной тишине, в окружении молчаливых теней и отголосков прошлых событий.
Возникает ощущение будто мы заблудились где-то вне времени.
17.


Впереди обезглавленный храм - Церковь Преображения Господня. Храм, словно изгой, отгорожен от благополучной жизни колючей проволокой или та самая жизнь без стыда открестилась от своего храма и от своей истории.
18.


Истории села более 400-т лет, вернее официальной датой основания села считается 1600-й год, а когда здесь появились первые поселенцы одному Богу известно.
19.


К алтарю ведет узенькая тропинка, сейчас в нем пустынно и почти голые стены, а когда-то храм славился на всю Вятку своей собственной чудотворной иконой.
По преданию в Верховине хранился чудотворный образ Преображения Господня.
20.

Фото предоставлено Вятским скитальцем.

В 1609 году на село напали марийцы-язычники, они разграбили село, сожгли деревянную церковь и вместе с другими вещами захватили чудотворную икону.
Язычники разрубили образ Преображения Господня на три части и из кусков иконы сделали лавки в своих лодках.
21.

Фото предоставлено Вятским скитальцем.

Не успев отчалить о берега, разбойники мгновенно ослепли. Испугавшись слепоты, язычники побросали обломки иконы в реку, но не смогли далеко уйти от преследователей, и были схвачены русскими крестьянами.
22.


Выловленные в реке осколки иконы чудесным образом сложились, а Верховинский образ Преображения Господня получил свое второе название "Спас Колотый".
В 1618-м году разрушенный храм был восстановлен, а чудесный образ стал исцелять от слепоты и привлекать в храм много народа из окрестных сел и монастырей.
23.


В 1750-55 гг. в Верховино была построена каменная церковь, а в 1865 году был возведен новый теплый храм.
К концу XIX века церковный приход состоял из 88-ти селений и насчитывал чуть больше 10.000 душ, мужчин и женщин.
24.


В трицатых годах Преображенскую церковь постигла та же судьба, что и большинство церквей в соседних селах: склады, мастерские в алтарях, зернохранилища...
Чудотворный образ "Спас Колотый" был украден или уничтожен большивиками, с тех пор его следы теряются.
25.


Последним обитателем храма был цех какого-то макаронного производства или бараночно-сухарной фабрики.
Чего только не пришлось выдержать церковным стенам, но и этому незванному постояльцу пришло время убираться.
26.


Однажды огромная и неповоротливая производственная машина вышла из оцепенения, она вздрогнула и зашевелилась, потом еще долго и неуклюже ворочалась внутри, окончательно разворотив все вокруг себя и на своем пути, начала выползать на волю, разрушая и стены и окна, выламывая дверные проемы и перекрытия, наконец, не оставив после себя камня на камне, окончательно покинула эти стены.
27.


Индустриальный монстр оставил за собой лишь пустые залы, горы битого кирпича, разбросанные на полу фрагменты лепнины, голые стены и ободранные чугунные колонны.
28.


Мне вдруг подумалось, а ведь была создана целая сеть из месточтимых чудотворных икон и святых, которые словно невидимым одеялом укрывали, защищали нашу Вятку от невзгод и напастей, да и не только Вятку, а всю Россию. Теперь такая сеть, создаваемая веками и поколениями, почти разрушена, вот и следуют на нас напасти одна за другой.
29.


Будет ли воссоздан когда-нибудь такой покров силы и святости никому не известно.
30.

Фото предоставлено Вятским скитальцем.

С древнейших времен из-под горы, на которой раскинулось село, вытекали три источника с целебной водой, которые считаются святыми. Над одним из них в 1816 году была построена каменная часовня.
Под гору от храма сквозь березовую рощу ведет ухоженная тропинка.
31.


Тропинка плавно уводит вниз, забирая все круче и круче. Я бы не пошел дальше, но ухоженная дорожка с аккуратно вырубленными из снега ступеньками, говорила о том, что она здесь проложена не просто так и ей часто пользуются.
32.


Где-то внизу под горой несет свои воды река Великая, а ниже по течению село Пышак, еще дальше знаменитые Великорецкое и Чудиново, а в устье уже и до Подрелья рукой подать.
33.


А вот и источник - к нему и вела тропинка. Ледяная вода сводит зубы
34.


Умывшись святой водицей, можно сделать небольшой перерыв, отдохнуть и двигаться дальше.
Впереди нас ждет старый Юрьянский тракт, село Загарье и дорога к дому.
35.


Совсем забыл. Сегодня же Старый Новый год, с чем вас всех и поздравляю!!!

Часть 1. Село Горохово.
Часть 2. Село Пышак.








  • 1
Хорошо ты снимаешь, открытки на продажу из фото можно делать

Спасибо. А вот когда сам смотрю, ни как не могу определить, какая из них лучшая, а какая похуже ))

Re: очень интересно

Вы имеете в виду гравюру?

"Здесь до сих пор продолжается война, братоубийственная и беспощадная, полная ненависти и грязи" - так это везде.
я вот тоже видела так много разрушенных церквей, никто не собирается их восстанавливать, а это ведь не только религия, это еще и культура и история. наверное они вне спроса на моду, далеко от столицы и потому восстанавливать их не имеет смысла. а вдруг люди еще начнут ходить и уверуют по-настоящему, от всего сердца, а не следуя новому тренду - совсем плохо будет.

Вы точно правы. Нашему государству не нужны люди образованные, воцерковленные патриоты и просто порядочные. Нашему государству нужны потребители и сволочи.

ими легче управлять, разумеется.

"ведь была создана целая сеть из месточтимых чудотворных икон и святых, которые словно невидимым одеялом укрывали, защищали нашу Вятку от невзгод и напастей, да и не только Вятку, а всю Россию."
Точно подметил.

фотографии достойны похвалы.

Насчет марийцев-черемисов нападавших на север Вятки в 16-17в. есть такая версия. Это были потомки вятчан бежавших к Казанское царство и пограничье от московского войска в 1489г. Там они сжились с местными женщинами, отчего их дети и внуки по виду и языку воспринимались уже как черемисы. В Смутное время они пытались вернутся на родину предков. Неприятие икон объясняется тем, что они были нового московского канона. На Вятке до разгрома республики были в ходу резные образа и статуи. То, что черемисы плавали на судах, свидетельствует в пользу данной версии. Кроме того, черемисы были двух типов, горные и луговые. Первые заметно отличались, некоторые историки даже считают их особым народом.

Резные образа и статуи - это отголоски язычества?

Язычникам и вообще малообразованным древним людям проще было воспринимать объемные фигуры. Глаз древнего человека с трудом видел плоский образ, кроме того, такие иконы требовали умения рисовать и добывать качественные краски. Но есть и другой фактор. Возможно в Прикамье первые христиане были католического обряда (тем более, что расхождение церквей в ту пору еще не было тотальным). Это могли быть половцы и (или) зап. славяне прибалты. На это указывает сходство пермско-вятских деревянных статуй (сохранялись в далеких северных церквах до 20в.) с итальянскими фигурами святых 12-13в. А также сообщение в булгарской хронике Нариман Тарихы.

с удовольствием почитал и посмотрел,моя бабушка оттуда,сейчас ей 84 года.

Несмотря на внешную разруху в те полуразрушенных храмах намного чище и светлее чем в средищ сегодняшней псевдо- культурой...Потертые стены мне дороже чем пыщностью в местах зрелищ и разврата...

Несмотря на внешную разруху в те полуразрушенных храмах намного чище и светлее чем в средищ сегодняшней псевдо- культурой...Потертые стены мне дороже чем пыщностью в местах зрелищ и разврата...

  • 1