ankor_21 (ankor_21) wrote,
ankor_21
ankor_21

Categories:

Казанский тракт. Часть 5. Село Кырчаны.

Продолжаем исследовать Казанский тракт. Постепенно удаляясь от Вятки, мы пересекли Куменский и Сунской районы, добрались до Нолинской волости. После Суны начинаются настоящие красоты, причем чем дальше, тем интереснее.


Здесь проходит гребень Вятских увалов. Перепады высот в этих местах достигают ста метров, можно считать: мы достигли первых отрогов еще далеких Уральских гор.
Начинаются крутые спуски и подъемы, с которых открываются незабываемые виды.

2.


Уже дома, при сильном увеличении, на одном из снимков я обнаружил далекую колокольню, которую невооруженным глазом увидеть было почти невозможно.
Это колокольня Троицкой церкви в селе Кырчаны - нам туда.
3.


О Кырчанах я упоминал в предыдущих постах.
Да-да, это то самое село, где во времена Степана Разина местный крестьянин Илья Рохин учинил свою собственную смуту, именуемую в последствии кырчано-сунским восстанием.
4.
DSC01278

Сегодня село кажется небольшим, хотя когда-то оно являлось значимым объектом. Есть в селе и своя гордость-достопримечательность, это сохранившаяся колокольня Троицкого собора.
5.


В лучшие годы к церковному приходу относились 49 селений, в которых проживало около девяти тысяч человек.
6.


Сейчас, конечно же, большинства из этих деревень не существует, да и сама Троицкая церковь в тридцатых годах, к сожалению, была разрушена. Особенностью храма была отдельно стоящая колокольня, как в с. Сырьянах, видимо, это обстоятельство и спасло колокольню от разрушения.
7.


Судя по сохранившейся колокольне и по воспоминаниям старожил, храм был грандиознейший и одним из самых красивых во всей округе.
В советские годы на красоту не обращали внимания, и в колокольне в разное время ютились школа, склады и разнообразные мастерские.
8.


Что поделаешь, сельчане предпочли красоте пустое место, а с трудом изъятый кирпич пошел на строительство бани, которая в последствии оказалась ненужной и заброшенной.
9.


Недавно, сохранившаяся колокольня была включена в список памятников архитектуры федерального значения. Нашлись и спонсоры, занявшиеся ее восстановлением. Вот только, заглянув в первое попавшееся ее помещение, я обнаружил все тот же разгром и запустение.
10.


Внутрь удалось попасть, протиснувшись в щель между решетками. Надо уточнить, что сделать это было совсем не трудно, а вот, чтобы выбраться наружу, пришлось вывернуться почти наизнанку.
11.


Наш храм строился с 1760 по 1773 годы. Имена зодчих неизвестны, зато прекрасно видно, что они были великолепными мастерами своего дела. В те годы, как и сейчас, существовала своя бюрократическая система, был указ строить храмы по типовым проектам, которые заказывались у губернского архитектора, но мастера с блеском выходили из положения, украшая храмы так, что порой, утвержденные проекты изменялись до неузнаваемости.
12.


Внутри колокольни не сохранилось даже штукатурки, не говоря о росписях. Наверх можно подняться по деревянным лестницам и хлипким перекрытиям - довольно опасное восхождение.
13.


Люблю снимать через церковные окна. Каждый такой оконный проем представляет собой неповторимую картину, обрамленную в великолепный багет из кирпичной кладки.
14.


Поднимаясь выше, открывается вид на село и на его окрестности.
Местные земли считались бедными, гористыми и неплодородными, поэтому заселялись не очень активно. Первые поселенцы появились здесь около 1600-го года. Они поднялись сюда по реке Вое, это были настоящие куперовские следопыты, рыбаки и охотники.
Река Воя в те времена являлась естественной границей между Вятской Страной, основаной новгородцами, и землями, относящимися к Поволжью, контролируемыми близкой Казанью.
15.


Название села Кырчаны произошло от татарского "Кыр", что означает «гора», «высокое место», «гребень», «грань», «увал». «Кыран» - приподнятая местность. Скорее всего первыми жителями были татарские переселенцы, они основали Кырчаны, но совсем не здесь, а неподалеку на левом высоком берегу реки Вои. Здесь же, на месте Кырчанского погоста, село появилось позднее, а первоначальное поселение теперь называется Архангельским.
Надо бы и туда заглянуть, чую - там тоже интересное местечко.
16.


В 1650 году земли свободных сунских и кырчанских поселенцев перешли под власть Трифонового монастыря, что и явилось одной из причин кырчано-сунского восстания 1675 г. Кроме этого еще сильна была память местного населения о своих казанских корнях, поэтому многие не хотели попадать под усиливающееся влияние Хлынова и желали своего присоединения к Казани (это уже мои домыслы).
17.


Как бы то ни было, до Казани втрое дальше, чем до Вятки, а с властями спорить бесполезно. В итоге Илья Рохин со своими бунтарями успешно смылся все по той же реке Вое то ли на юг, то ли на север и об их дальнейшей судьбе мне ничего не известно.
18.


С высоты последнего яруса хорошо видна извивающаяся ленточка реки Кырчанки. Когда-то деревень было очень много, через километр-полтора. Вдоль Кырчанки стояли деревни: Ерпули, Плосково, Судаки, Бондюг, Козловщина. Еще были Воротиловщина, Даньки, Шубники, Сухие и другие.
19.


Так же извиваясь и повторяя изгибы Кырчанки в даль, через обезлюдившие увалы, уходит Казанский тракт.
20.


Похоже, мы забрались выше птиц, далеко внизу пристроилось чье-то уютное гнездышко. Бой колоколов давным давно никого не беспокоит. А когда-то их здесь висело 12 штук, самый большой весил 250 пудов (около 4 тонн!), а отливались колокола в городе Слободском.
21.


Возвращаемся на землю обетованную.
Рядом с храмом установлен внушительный обелиск, посвященный воинам-освободителям и погибшим землякам. Монумент впечатляющий, даже в областном центре не припомню подобного.
22.


Напоследок делаю круг вокруг колокольни. Это место все еще хранит свои тайны, где-то здесь недавно был обнаружен подземный ход, там же были найдены останки какой-то женщины. В последствии ход заложили, чтобы туда не лазили местные ребятишки.
23.


Время поджимало, мы торопились. Я успел сделать еще несколько снимков не отходя от колокольни.
Село красивое, но большинство домов оживают только летом.
24.


Неподалеку мы обнаружили еще одно здание, очень похожее на обезглавленную церковь. Как я ни старался, но так и не смог найти достоверной информации, поэтому не буду вводить в заблуждение и вас.
25.


Безусловно, здание имеет отношение к историческим памятникам. Оно увешано пафосными табличками.
26.


Но мне кажется, что строилось оно совсем не для того, чтобы там с комфортом разместился командный состав стрелковой дивизии, и уж точно его возводила не советская власть, чтобы там проводить съезды проходимцев и бывших уголовников.
В общем, буду премного благодарен за любую интересную информацию от краеведов и от местных жителей, которые явно знают про свое село поболее меня.
27.


На этом наша поездка не заканчивается, ведь в Кырчанах мы проездом.
В следующий раз расскажу про наши приключения на переправе через реку Вою в селении с красноречивым названием Перевоз. А пока, до встречи!
28.


Часть 1. Сафари по Вятским увалам.

Часть 2. Погружение в могильник.

Часть 3. Васнецовское кольцо - начало династии.

Часть 4. Где раки зимуют.

Часть 6. Перевоз на Вое.

Tags: Архитектура, Вятка, Казанский тракт, Кировская область, Кырчаны, Троицкая церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →