ankor_21 (ankor_21) wrote,
ankor_21
ankor_21

Categories:

Кукарский тракт. Село Вяз (Богоявленское). Часть 2.

Давно это было, в тот самый год Россия начала войну с Османской империей за выход к Черному морю.
В тот год молодой Петр снарядил свою первую флотилию на турецкий Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, но для России тот год стал началом ее дальнейшего триумфального превращения в великую Российскую Империю.
Шел 1695 год, по всей стране активно развернулось строительство новейшей русской флотилии, на многочисленных верфях рождались боевые корабли, страна готовилась к новой Азовской компании, Россия стремилась стать могущественной морской державой.



Тем временем, в самой глубине России, в тысячах верст от беспокойных черноморских берегов, в стороне от кровопролитных войн, от столицы и от ее свершений, где-то в бескрайних лесах, в окружении извечной тишины, умиротворения и покоя, среди душистых лугов и привольных полей, в самом сердце Страны Вятской шумели своими могучими кронами вековые вязы в бесконечном споре с буйными северными ветрами.
Об их вечном споре никому ничего не известно и никто не знает, с чего он начался и когда закончится, зато хранят легенды память о том, что в тот самый беспокойный 1695 год пришли к вязам люди, с поклоном, и началось здесь село, а назвали его Вязовским.


2.


В благодарность ли или в знак дружбы, за трудолюбие или за какие другие хорошие дела однажды в ветвистой кроне одного из вязов явился людям лик Спасителя в виде иконы, с тех пор село получило второе название Богоявленское, а на месте чудесного явления было решено построить первую деревянную церковь и названа она была Спасской.
Шли годы, страна строила свои корабли, Петр воевал, Россия превращалась в империю, а наши люди так и жили в дружбе с вязами, в мире и согласии. Село росло и процветало.
3.


В то время, когда на верфях строились армады и флотилии, несущие войну и разрушение, в стране рос другой флот, несущий мир и любовь - небесный, божественный и величественный. Тут и там, везде, куда только проникала православная жизнь, по всей России множились новые ковчеги, подобные Ноевому.
4.


Так и нашему храму суждено было со временем вырасти из небольшой деревянной церкви в величественный каменный собор, вставший по праву в один флагманский строй с самыми великолепными православными святынями.
5.


В Екатериненские годы правления, церковный приход разросся до двадцати двух селений, в селе имелось две школы, а местное население занималось в основном выделкой валяной обуви, были шорники и гармонщики. В 1764 году была построена вторая деревянная церковь, впрочем, она простояла недолго, в 79-м она была разобрана и перевезена в Вятку, где стала кладбищенской Ахтырской церковью.
Ахтырская церковь в Вятке существует до сих пор, но на месте кладбища выросли корпуса областной клинической больницы, а здание церкви изуродовано до неузнаваемости, так, что пройдешь мимо и не заметишь.
6.


7.


Одновременно с этими событиями в селе началось строительство каменного храма, получившего яркое имя Всемилостивого Спаса, заказчиком строительства стал разбогатевший крестьянин и церковный староста Иван Санников, а селяне активно жертвовали на строительство и принимали участие во всех работах.
К 1777 году в селе Вязовское - Богоявленское на его самом высоком месте, словно огромный двухпалубный корабль, возвеличился над всем окружающим миром собор Всемилостивого Спаса.
Ровно сто шестьдесят лет продолжалось его удивительное плавание.
8.


Враг пришел неожиданно и оттуда, где его не ждали. Весь мир вокруг словно сошел с ума, свои уничтожали своих, брат брата, сосед соседа. Многие люди тогда погибли, многие храмы не пережили лихолетья и были разрушены. Беда не прошла стороной и наше селение, пришли новые люди, чужие. В 1938 году чужаки разбили купола, спилили кресты, выломали иконостас... Среди селян начались аресты и расстрелы.
9.


Всемилостивый спас, словно огромный корабль, зажатый во льдах и лишенный своей команды, на целые десятилетия прекратил свое плавание.
10.


Долгое время храм пустовал, затем в годы войны в нем жили пленные немцы, а потом, как и водится, помещения храма стали использоваться под хранилище удобрений и всяческой сельхозтехники.
11.


Сердце Богоявленского перестало биться, жизнь уходила, один за другим умирали и наши вязы, их становилось все меньше и постепенно Вязовское превратилось в Вяз, что стало означать - одиночество.
12.


О смерти села узнала вся округа, когда с огромным грохотом рухнули последние вязы. В 80-е из умерщвленного села уехали последние жители.
13.


Советская власть ворвалась в эти процветающие края с шумом и с помпезностью, с лозунгами и со стрельбой, а уходя, не оставила за собой ничего, ни одной живой души, лишь несколько покосившихся хибар, да недостроенную дорогу.
14.


Старинных построек в селе не осталось, только полуразрушенный дом священнослужителей да сам храм.
Раз так, то у нас есть возможность осмотреть собор не только снаружи, но и изнутри.
15.


Храм двухэтажный, на второй этаж ведет полуразрушенная лестница.
16.


Поднимаясь наверх, лучше головой по сторонам не вертеть, можно свалиться в один из провалов, а головой крутить приходится, хотя бы для того, чтобы на нее не вывалился кирпич из какой-нибудь дыры в разрушающемся потолке.
17.


В стене открыт очень узкий лаз, ведущий куда-то круто вниз. Лаз настолько узок, что пролезть через него может, разве что, ребенок. Видимо, такими ходами сообщались между собой первый и второй этажи. Позднее, я обнаружил такой же лаз, ведущий строго вверх, но и туда протиснуться побоялся.
18.


По этому ходу, можно подняться на колокольню, но ветер усиливался, а сквозь выбитые окна в помещение врывались со свистом потоки ледяного воздуха. Восхождение на колокольню я решил отложить до следующего раза.
19.


Через многочисленные оконные проемы открывались живописные виды на окрестности. Красота неописуемая!
20.


Храм окружают холмы и поля, а дальше, в двух километрах от села начинается прекрасный сосновый бор.
21.


До ближайшей реки Быстрицы километров пять, но в селе бьют три ключа с родниковой водой. Исследования показали, местная родниковая вода по своим свойствам близка к миниральной, а в чем-то даже превосходит знаменитую Нижнеивкинскую.
22.


Со сводов, покрытых инеем, на нас вопрошающе смотрели святые лики, мол, зачем явились. Храм ощетинился, он уже не верил людям и похоже, за долгие годы своего одиночества, о чем-то успел договориться со всеми ветрами.
23.


Ветер не просто бился о стены, он дико носился по пустым залам, с видом хозяина, поднимал в воздух столбцы пыли, перемешанной с колючим снегом, швырялся этой смесью в лицо, всеми силами стремясь, непременно, выгнать вон непрошенных самозванцев.
24.


Отступая под его натиском я продолжал фотографировать.
25.


Фрески в большинстве своем неплохо сохранились. Неплохо, конечно сильно сказано, но по сравнению с тем, что я видел в других церквях, можно сказать и так.
26.


Высоко под сводами хорошо различимы целые картины.
27.


Пишут, что над ними работал сам Васнецов.
28.


Чем ближе к полу, тем состояние фресок хуже.
29.


Здесь поработали совсем другие "живописцы", чьи художества в большинстве своем украшают стены общественных туалетов.
Почти у всех образов изуродованы лица, выбиты глаза.
30.


Чья-то старательная рука кропотливо выковыривала свое имя на поддатливой штукатурке, буква за буквой, в стремлении таким образом увековечить свое нетленное имя. Так и случилось, осталось только имя и ничего более.
31.


Где сейчас эти Коли, Денисы, Альберты, как им живется, кем они стали, живы ли, помнят ли о своем долге перед храмом?
32.


Перехожу из зала в зал, везде одно и то же - имена, имена, имена вандалов, теряющие смысл, превращающиеся в абстрактный набор букв и цифр, постепенно трансформирующиеся и сливающиеся в единую, бессмысленную путаную писанину.
Та ли это память, которую они желали о себе оставить, это ли они желали увековечить?
33.


Вопреки всему храм не умер, он жив, выбоины в стенах будто бы кровоточат словно незаживающие язвы, но есть надежда, что эти раны скоро начнут затягиваться.
34.


В село снова пришли люди, а значит, появился шанс на новую жизнь.
35.


Несколько лет назад за восстановление храма взялся священник о. Владимир Трухин.
Под его руководством была создана община, построена в посёлке Радужный Михайло-Архангельскую церковь. Община росла и развивалась, вскоре о.Владимир со своими сорока подопечными переехал сюда, в село Вяз. Были сделаны первые реальные шаги на пути к восстановлению храма, планировалось создать на базе Спасского собора мужской православный монастырь.
36.


На первом этаже отремонтировано небольшое помещение, в котором уже проводятся службы.
Но этим планам не суждено было сбыться, виной тому неблагонадежный контингент, из которого набирались члены общины, а именно: бомжи, бродяги, алкоголики и бывшие зэки. Казалось бы, благое дело, но в жизни оказалось все иначе, да и чиновники палки в колеса вставляли как могли.
37.


К моему приезду общины уже не было, но начинание о.Владимира даром не пропало, его дело взвалили на свои хрупкие плечи две женщины Наталья Валентиновна Городилова, ныне председатель приходского совета, и ее помощница Марина Сергеевна Милькина. Как известно, Бог любит троицу, недавно к ним присоединился Сергей - мастер на все руки.
38.


Так и живут они здесь, на первый взгляд, в одиночестве.
В одиночестве и в надежде на то, что вернутся люди, и закипит жизнь, как прежде.
39.


Первые шаги сделаны и результаты налицо, а в 2009 году сюда пришел первый крестный ход и в прошлом году был. Появляются прихожане, проводятся службы, село оживает пока только дачниками, рядом большой садоводческий массив и деревня Исуповская. Глядишь, садоводы потянутся, да не в магазин, что дешевым пойлом торгует, а в храм.
40.


Эх, сколько же денег людьми пропивается, сюда бы хоть малую долю того, что на пойло выбрасываем. И крышу бы сделали, и окна вставили, а может, и на остальной ремонт хватило бы.
41.


Это мечты, конечно, двум женщинам такие суммы не осилить, зато сообща, всем миром можно горы свернуть.
42.


А еще Наталья Валентиновна очень мечтает о том, что когда-нибудь появится в селе свой хозяин, свой олигарх, свой Савва Морозов.
Тогда и потянутся в село люди, появится здесь работа, будут построены школы и, конечно, взметнутся в голубые небеса золоченые купола нашего Спаса.
А пока только и надо, что построить леса, отремонтировать кровлю, да окна вставить, чтобы хотя бы остановить разрушение кладки.
43.


В удивительное время мы живем, на стыке веков, на рубеже тысячелетий. Имеем возможность прикоснуться руками к ушедшей эпохе и принять участие в строительстве новой. Возрождать и созидать - это и значит, оставить свой след в истории.
И как бы не казалось все безнадежным, бессмысленным, невыполнимым, безвозвратно утерянным, но столетняя зима заканчивается, холода отступают, а за зимой непременно придет весна, льды расступятся и оживут по всей России, и продолжат свое вечное плавание многочисленные корабли православия, вбирающие на свои борта новых пилигримов, отважных капитанов и путешественников.
44.


Пока готовил этот материал, совершенно неожиданно побывал снова в Вязе, на этот раз с корреспондентом газеты "Вести-Вятка" замечательной девушкой Юлей. Мы познакомились с Натальей Валентиновной и с ее домочадцами. Разговор наш был долгий и содержательный, и все услышанное мне еще предстоит долго переосмысливать, поэтому об этой поездке я, пожалуй, расскажу в отдельном посте, к тому же эта история, похоже, только начинается.
Кстати, я все же залез на колокольню!
45.


Часть 1. Кукарский тракт. Села Пасегово и Трехречье.

Информация для тех, кто желает принять посильное участие в возрождении храма Всемилостивого Спаса в селе Вяз.

Можно связаться со мной или воспользоваться этими реквизитами:

Адрес:
Россия, 613008, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Вяз. Приход храма в честь Всемилостивого Спаса (старосте Городиловой Наталье Валентиновне).

Расчетный счет:
40703810000350138417
АКБ "ВЯТКА-БАНК" ОАО
БИК 043304728
Корс/счет 30101810300000000728 в ГРКЦ г.Кирова
ОГРН 1094300000684 ИНН 4312041088 КПП 431201001

Получатель: Местная православная религиозная организация приход церкви в честь Всемилостивого Спаса села Вяз Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Адрес: 613008, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Вяз
Просьба указывать в назрначении платежа "Пожертвование"
Номер Яндекс-кошелька - 410011034651184

Руководители:
Временно до назначения постоянного настоятеля приходом руководит Благочинный Кирово-Чепецкого округа Вятской епархии протоиерей о.Николай /Федько/ - г.Кирово-Чепецк.
Председатель приходского совета - Городилова Наталья Валентиновна - село Вяз-Богоявленское.

Приходской совет работает в трехэтажном доме напротив храма.
vyaz43r@yandex.ru






Tags: Вяз, Вятка, Киров, Кукарский тракт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →