?

Log in

No account? Create an account

PhotoStories "Записки странствующего ротозея"

Cмысл жизни – это поиск смысла жизни...

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Кукарский тракт. Село Вяз (Богоявленское). Часть 2.
ankor_21
Давно это было, в тот самый год Россия начала войну с Османской империей за выход к Черному морю.
В тот год молодой Петр снарядил свою первую флотилию на турецкий Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, но для России тот год стал началом ее дальнейшего триумфального превращения в великую Российскую Империю.
Шел 1695 год, по всей стране активно развернулось строительство новейшей русской флотилии, на многочисленных верфях рождались боевые корабли, страна готовилась к новой Азовской компании, Россия стремилась стать могущественной морской державой.



Тем временем, в самой глубине России, в тысячах верст от беспокойных черноморских берегов, в стороне от кровопролитных войн, от столицы и от ее свершений, где-то в бескрайних лесах, в окружении извечной тишины, умиротворения и покоя, среди душистых лугов и привольных полей, в самом сердце Страны Вятской шумели своими могучими кронами вековые вязы в бесконечном споре с буйными северными ветрами.
Об их вечном споре никому ничего не известно и никто не знает, с чего он начался и когда закончится, зато хранят легенды память о том, что в тот самый беспокойный 1695 год пришли к вязам люди, с поклоном, и началось здесь село, а назвали его Вязовским.


2.


В благодарность ли или в знак дружбы, за трудолюбие или за какие другие хорошие дела однажды в ветвистой кроне одного из вязов явился людям лик Спасителя в виде иконы, с тех пор село получило второе название Богоявленское, а на месте чудесного явления было решено построить первую деревянную церковь и названа она была Спасской.
Шли годы, страна строила свои корабли, Петр воевал, Россия превращалась в империю, а наши люди так и жили в дружбе с вязами, в мире и согласии. Село росло и процветало.
3.


В то время, когда на верфях строились армады и флотилии, несущие войну и разрушение, в стране рос другой флот, несущий мир и любовь - небесный, божественный и величественный. Тут и там, везде, куда только проникала православная жизнь, по всей России множились новые ковчеги, подобные Ноевому.
4.


Так и нашему храму суждено было со временем вырасти из небольшой деревянной церкви в величественный каменный собор, вставший по праву в один флагманский строй с самыми великолепными православными святынями.
5.


В Екатериненские годы правления, церковный приход разросся до двадцати двух селений, в селе имелось две школы, а местное население занималось в основном выделкой валяной обуви, были шорники и гармонщики. В 1764 году была построена вторая деревянная церковь, впрочем, она простояла недолго, в 79-м она была разобрана и перевезена в Вятку, где стала кладбищенской Ахтырской церковью.
Ахтырская церковь в Вятке существует до сих пор, но на месте кладбища выросли корпуса областной клинической больницы, а здание церкви изуродовано до неузнаваемости, так, что пройдешь мимо и не заметишь.
6.


7.


Одновременно с этими событиями в селе началось строительство каменного храма, получившего яркое имя Всемилостивого Спаса, заказчиком строительства стал разбогатевший крестьянин и церковный староста Иван Санников, а селяне активно жертвовали на строительство и принимали участие во всех работах.
К 1777 году в селе Вязовское - Богоявленское на его самом высоком месте, словно огромный двухпалубный корабль, возвеличился над всем окружающим миром собор Всемилостивого Спаса.
Ровно сто шестьдесят лет продолжалось его удивительное плавание.
8.


Враг пришел неожиданно и оттуда, где его не ждали. Весь мир вокруг словно сошел с ума, свои уничтожали своих, брат брата, сосед соседа. Многие люди тогда погибли, многие храмы не пережили лихолетья и были разрушены. Беда не прошла стороной и наше селение, пришли новые люди, чужие. В 1938 году чужаки разбили купола, спилили кресты, выломали иконостас... Среди селян начались аресты и расстрелы.
9.


Всемилостивый спас, словно огромный корабль, зажатый во льдах и лишенный своей команды, на целые десятилетия прекратил свое плавание.
10.


Долгое время храм пустовал, затем в годы войны в нем жили пленные немцы, а потом, как и водится, помещения храма стали использоваться под хранилище удобрений и всяческой сельхозтехники.
11.


Сердце Богоявленского перестало биться, жизнь уходила, один за другим умирали и наши вязы, их становилось все меньше и постепенно Вязовское превратилось в Вяз, что стало означать - одиночество.
12.


О смерти села узнала вся округа, когда с огромным грохотом рухнули последние вязы. В 80-е из умерщвленного села уехали последние жители.
13.


Советская власть ворвалась в эти процветающие края с шумом и с помпезностью, с лозунгами и со стрельбой, а уходя, не оставила за собой ничего, ни одной живой души, лишь несколько покосившихся хибар, да недостроенную дорогу.
14.


Старинных построек в селе не осталось, только полуразрушенный дом священнослужителей да сам храм.
Раз так, то у нас есть возможность осмотреть собор не только снаружи, но и изнутри.
15.


Храм двухэтажный, на второй этаж ведет полуразрушенная лестница.
16.


Поднимаясь наверх, лучше головой по сторонам не вертеть, можно свалиться в один из провалов, а головой крутить приходится, хотя бы для того, чтобы на нее не вывалился кирпич из какой-нибудь дыры в разрушающемся потолке.
17.


В стене открыт очень узкий лаз, ведущий куда-то круто вниз. Лаз настолько узок, что пролезть через него может, разве что, ребенок. Видимо, такими ходами сообщались между собой первый и второй этажи. Позднее, я обнаружил такой же лаз, ведущий строго вверх, но и туда протиснуться побоялся.
18.


По этому ходу, можно подняться на колокольню, но ветер усиливался, а сквозь выбитые окна в помещение врывались со свистом потоки ледяного воздуха. Восхождение на колокольню я решил отложить до следующего раза.
19.


Через многочисленные оконные проемы открывались живописные виды на окрестности. Красота неописуемая!
20.


Храм окружают холмы и поля, а дальше, в двух километрах от села начинается прекрасный сосновый бор.
21.


До ближайшей реки Быстрицы километров пять, но в селе бьют три ключа с родниковой водой. Исследования показали, местная родниковая вода по своим свойствам близка к миниральной, а в чем-то даже превосходит знаменитую Нижнеивкинскую.
22.


Со сводов, покрытых инеем, на нас вопрошающе смотрели святые лики, мол, зачем явились. Храм ощетинился, он уже не верил людям и похоже, за долгие годы своего одиночества, о чем-то успел договориться со всеми ветрами.
23.


Ветер не просто бился о стены, он дико носился по пустым залам, с видом хозяина, поднимал в воздух столбцы пыли, перемешанной с колючим снегом, швырялся этой смесью в лицо, всеми силами стремясь, непременно, выгнать вон непрошенных самозванцев.
24.


Отступая под его натиском я продолжал фотографировать.
25.


Фрески в большинстве своем неплохо сохранились. Неплохо, конечно сильно сказано, но по сравнению с тем, что я видел в других церквях, можно сказать и так.
26.


Высоко под сводами хорошо различимы целые картины.
27.


Пишут, что над ними работал сам Васнецов.
28.


Чем ближе к полу, тем состояние фресок хуже.
29.


Здесь поработали совсем другие "живописцы", чьи художества в большинстве своем украшают стены общественных туалетов.
Почти у всех образов изуродованы лица, выбиты глаза.
30.


Чья-то старательная рука кропотливо выковыривала свое имя на поддатливой штукатурке, буква за буквой, в стремлении таким образом увековечить свое нетленное имя. Так и случилось, осталось только имя и ничего более.
31.


Где сейчас эти Коли, Денисы, Альберты, как им живется, кем они стали, живы ли, помнят ли о своем долге перед храмом?
32.


Перехожу из зала в зал, везде одно и то же - имена, имена, имена вандалов, теряющие смысл, превращающиеся в абстрактный набор букв и цифр, постепенно трансформирующиеся и сливающиеся в единую, бессмысленную путаную писанину.
Та ли это память, которую они желали о себе оставить, это ли они желали увековечить?
33.


Вопреки всему храм не умер, он жив, выбоины в стенах будто бы кровоточат словно незаживающие язвы, но есть надежда, что эти раны скоро начнут затягиваться.
34.


В село снова пришли люди, а значит, появился шанс на новую жизнь.
35.


Несколько лет назад за восстановление храма взялся священник о. Владимир Трухин.
Под его руководством была создана община, построена в посёлке Радужный Михайло-Архангельскую церковь. Община росла и развивалась, вскоре о.Владимир со своими сорока подопечными переехал сюда, в село Вяз. Были сделаны первые реальные шаги на пути к восстановлению храма, планировалось создать на базе Спасского собора мужской православный монастырь.
36.


На первом этаже отремонтировано небольшое помещение, в котором уже проводятся службы.
Но этим планам не суждено было сбыться, виной тому неблагонадежный контингент, из которого набирались члены общины, а именно: бомжи, бродяги, алкоголики и бывшие зэки. Казалось бы, благое дело, но в жизни оказалось все иначе, да и чиновники палки в колеса вставляли как могли.
37.


К моему приезду общины уже не было, но начинание о.Владимира даром не пропало, его дело взвалили на свои хрупкие плечи две женщины Наталья Валентиновна Городилова, ныне председатель приходского совета, и ее помощница Марина Сергеевна Милькина. Как известно, Бог любит троицу, недавно к ним присоединился Сергей - мастер на все руки.
38.


Так и живут они здесь, на первый взгляд, в одиночестве.
В одиночестве и в надежде на то, что вернутся люди, и закипит жизнь, как прежде.
39.


Первые шаги сделаны и результаты налицо, а в 2009 году сюда пришел первый крестный ход и в прошлом году был. Появляются прихожане, проводятся службы, село оживает пока только дачниками, рядом большой садоводческий массив и деревня Исуповская. Глядишь, садоводы потянутся, да не в магазин, что дешевым пойлом торгует, а в храм.
40.


Эх, сколько же денег людьми пропивается, сюда бы хоть малую долю того, что на пойло выбрасываем. И крышу бы сделали, и окна вставили, а может, и на остальной ремонт хватило бы.
41.


Это мечты, конечно, двум женщинам такие суммы не осилить, зато сообща, всем миром можно горы свернуть.
42.


А еще Наталья Валентиновна очень мечтает о том, что когда-нибудь появится в селе свой хозяин, свой олигарх, свой Савва Морозов.
Тогда и потянутся в село люди, появится здесь работа, будут построены школы и, конечно, взметнутся в голубые небеса золоченые купола нашего Спаса.
А пока только и надо, что построить леса, отремонтировать кровлю, да окна вставить, чтобы хотя бы остановить разрушение кладки.
43.


В удивительное время мы живем, на стыке веков, на рубеже тысячелетий. Имеем возможность прикоснуться руками к ушедшей эпохе и принять участие в строительстве новой. Возрождать и созидать - это и значит, оставить свой след в истории.
И как бы не казалось все безнадежным, бессмысленным, невыполнимым, безвозвратно утерянным, но столетняя зима заканчивается, холода отступают, а за зимой непременно придет весна, льды расступятся и оживут по всей России, и продолжат свое вечное плавание многочисленные корабли православия, вбирающие на свои борта новых пилигримов, отважных капитанов и путешественников.
44.


Пока готовил этот материал, совершенно неожиданно побывал снова в Вязе, на этот раз с корреспондентом газеты "Вести-Вятка" замечательной девушкой Юлей. Мы познакомились с Натальей Валентиновной и с ее домочадцами. Разговор наш был долгий и содержательный, и все услышанное мне еще предстоит долго переосмысливать, поэтому об этой поездке я, пожалуй, расскажу в отдельном посте, к тому же эта история, похоже, только начинается.
Кстати, я все же залез на колокольню!
45.


Часть 1. Кукарский тракт. Села Пасегово и Трехречье.

Информация для тех, кто желает принять посильное участие в возрождении храма Всемилостивого Спаса в селе Вяз.

Можно связаться со мной или воспользоваться этими реквизитами:

Адрес:
Россия, 613008, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Вяз. Приход храма в честь Всемилостивого Спаса (старосте Городиловой Наталье Валентиновне).

Расчетный счет:
40703810000350138417
АКБ "ВЯТКА-БАНК" ОАО
БИК 043304728
Корс/счет 30101810300000000728 в ГРКЦ г.Кирова
ОГРН 1094300000684 ИНН 4312041088 КПП 431201001

Получатель: Местная православная религиозная организация приход церкви в честь Всемилостивого Спаса села Вяз Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Адрес: 613008, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Вяз
Просьба указывать в назрначении платежа "Пожертвование"
Номер Яндекс-кошелька - 410011034651184

Руководители:
Временно до назначения постоянного настоятеля приходом руководит Благочинный Кирово-Чепецкого округа Вятской епархии протоиерей о.Николай /Федько/ - г.Кирово-Чепецк.
Председатель приходского совета - Городилова Наталья Валентиновна - село Вяз-Богоявленское.

Приходской совет работает в трехэтажном доме напротив храма.
vyaz43r@yandex.ru








Удивительно красиво и практически ни на что не похоже!
Мой любимый вид досуга - речные путешествия по России, где везде главные достопримечательности - церкви. Я видела их сотни, поэтому, уверена в своих словах.

Эта церковь уникальна, таких двухярусных храмов очень мало в России.

(Deleted comment)
СПАСИБО. Я летом была в тех местах, но к храму не подобрались: не было дороги...Теперь вот могу видеть всё, как и хотела. Благодарю.

Снег расстаял и дороги снова не стало, в этот раз мы шли с километр по колено в грязи.

спс большое! утащил себе в сообщество.

Очень сильные снимки и текст!
И это совпадение, фото:
"Фильмы о поиске смысла жизни"

Спасибо.

Спасибо, а совпадений не бывает. Чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь, и в Вязе мне то же самое сказали.

Очень интересная серия Ваших рассказов, спасибо. Главное, описываете места, по которым почти нет информации.

Все удивительное рядом

Красивое место, сильный текст и отличные фотографии. Спасибо Вам большое! При случае постараемся посетить этот храм.

Обязательно посетите, не пожалеете и от города не далеко.

очень сильно написано. спасибо

Спасибо, я старался )

А красиво-то как!

Спасибо вам, трогательно пишете и фотографии замечательные!
Дай Бог, чтобы все сладилось в селе Вяз...
Действительно, церковь уникальная, двухярусная. Никогда таких видеть не приходилось.
У нас соседний регион, Нижегородская область, все в подобном состоянии. :(
Есть редкие факты восстановления, чаще когда местный "Савва Морозов" находился.
Я, кстати, свои фотографии церквей на www.temples.ru отправляю, они там дополнительную информацию о них находят, хороший вроде ресурс.

Спасибо, загляну на сайт обязательно.

Какой Вы текст замечательный написали! Про фотографии я даже не говорю. Просто невозможно было оторваться!

Спасибо, Люба, что-то меня там зацепило.

В эту церковь ходили мои предки Исуповы до начала 19 века. Они жили в д.Сморкаловской (ныне это Буслаевщина). А в начале XIX века один мой дальний предок перебрался в д.Волонихино (недалеко от с.Кстинино).

http://isupov69.narod.ru/region/Vyaz.html

Церковь давно хотел посмотреть, но все не удавалось.
А почему нет дороги, вроде бы само село находится недалеко от тракта?

Спасибо за пост и фото. Но вот вопрос: текст реальный или фантазии? (хотя в любом случае захватывает)))

Дорогу недостроили в советское время, началась перестройка и все бросили. До Советского тракта осталось всего 5 км, а до села 500 м, кстати перед селом какой-то крутенький дачный поселок, так до него тянется отличный асфальт.
Текст, конечно реальный, по крайней мере основанный на источниках.

Скинемся?

(Anonymous)
А я предлагаю: ДАВАЙТЕ СКИНЕМСЯ И СОХРАНИМ ЭТО ЧУДО ОТ ЗАБВЕНИЯ И РАЗРУХИ! ПУСТЬ ХОТЬ ОДНИМ ХРАМОМ В РОССИИ СТАНЕТ БОЛЬШЕ! НАЧНЕМ С МАЛОГО!!! ПЕРЕЧИСЛЯЮ ЗАВТРА НА УКАЗАННЫЙ СЧЕТ 5000 рублей! ДАВАЙТЕ! КТО 100, кто 200, кто сколько сможет!

Re: Скинемся?

Большое спасибо! 28 августа в храме будет проводить службу о.Владимир Трухин, тот самый, который начинал восстановление, который построил церковь в Радужном, а сейчас занимается восстановлением храма в Оричах. После службы будет большое чаепитие и встреча участников восстановления за одним столом. Будем обсуждать и решать различные текущие вопросы по реконструкции храма. Приглашаю, и Вас, и всех нервнодушных на эту встречу.

Re: Скинемся? (Anonymous) Expand
По поводу только фотографий: я бы сказал, монтаж - но вижу, что не монтаж; сказал бы, такой красоты не бывает - но знаю, что бывает.
Да, мурашки по спине и хочется то ли плакать, то ли смеяться...

Если всего лишь от фотографий - ощущение счастья, может быть на несколько мгновений, то что же - когда на яву?!

Мы давно уже живем мечтами, а не явью, так что в скором времени и мурашки вам обещаю, и слезы радости.

Удивительное место

(Anonymous)
Человек всегда стремиться найти свое место в жизни,в смысле где ему будет комфортно,спокойно и где он начинает раскрывать себя для других. Мне кажется люди кто побывает здесь,оставят в своем сердце частичку божественной любви даря ее окружающим. Для тех, кто живет здесь-окружающий мир пропитан и пронизан чистотой,естеством и любовью.